В свежеиспеченной авторской рубрике Александра Галина «Игра в цифрах», мы разберем настольную игру Санта-Мария до основания и посмотрим, на какие цифры и принципы она опирается. Вероятно, это поможет вам справиться с легкой неопределенностью в процессе игры и позволит находить наиболее продуктивные решения в любой ситуации.

Небольшой спойлер! Санта Мария – хорошая экономическая евроигра. После небольшого разбора и перевода ее составляющих в цифры, в игре проявился хороший баланс. Другими словами, к победе нет единого верного пути, но.. не бросайте чтение на этом месте :)

Винтики Санта-Марии. Находим точки опоры

Итак, по порядку. Наша основная цель – докопаться до базисов, а именно, какая номинальная стоимость каждого действия и ресурса, что выгоднее делать на разных этапах игры и какой из доступных в конкретный момент времени вариантов лучше выбрать. Цель игры (как не странно) – набрать наибольшее количество победных очков. В данном случае это жетоны счастья, они же смайлы, они же ПО (для краткости и удобства). Вот к ним мы и будем привязывать все остальные компоненты в игре.

Начнем с ресурсов. В игре представлено 7 видов ресурсов: монеты, дерево, пшено, самоцветы, сахар, золото и, собственно, жетоны счастья (ПО). Учитывая компоненты и экономику игры, можно привести их к общему знаменателю, полагаясь на курс обмена между всеми этими ресурсами. Итак:

1 Дерево / 1 пшено = 2 монеты = 1 ПО. Это распространенные ресурсы и их цена невелика.

1 Самоцветы / 1 сахар = 2 дерева / 2 пшена / 2 ПО = 4 монеты. Эти ресурсы относятся к редким, и их цена выше.

1 Золото = 3 дерева / 3 пшена / 3 ПО = 6 монет. Это самый редкий ресурс и его номинальная цена самая высокая.

В дальнейшем все действия мы будем также привязывать к ПО. Так будет нагляднее и проще просчитать их пользу.

Одно из свободных действий позволяет в любой момент обменивать ресурсы на монеты и наоборот. Предлагаемый курс: 1 дерево / 1 пшено на 1 монету, 1 самоцвет / 1 сахар / 1 золото на 2 монеты и 3 монеты на 1 дерево / 1 пшено. Не самый выгодный обмен, в среднем мы теряем половину номинальной стоимости при переводе ресурсов в монеты (2/3 в случае золота), и переплачиваем в 1,5 раза при покупке дерева / зерна. Использовать такой обмен стоит только в крайнем случае. Но все, конечно, зависит от обстоятельств.

Определяем полезность доступных действий

Теперь мы переходим к более оживленной составляющей, а именно, к доступным в игре действиям, коих всего четыре:

  • расширить свою колонию;
  • активировать свое строение за монеты;
  • активировать ряд / столбец с помощью кубика;
  • спасовать.

К расширению колонии мы вернемся позже, а сейчас сфокусируемся на активации строений с помощью монет и кубиков. Вариант «спасовать» также является вариантом бесплатной активации строения. Давайте разберем их поподробнее.

  1. Производство. Тут все просто – активируемые здания производят нарисованные на них ресурсы. Номинальная стоимость пересчитывается по приведенному выше прейскуранту.
    Например, здание производит 1 зерно и 1 сахар, значит, его активация номинально приносит нам 3 ПО.
  2. Торговля. Тут у нас есть 2 варианта обмена: ресурс на ресурс и ресурс на ПО. В большинстве случаев при обмене ресурса на ресурс выгодно менять обычный ресурс на редкий, что номинально дает нам +1 ПО. При обмене ресурса на ПО, цена выше номинальной стоимости на 1 ПО (например, 1 самоцвет на 3 ПО), что дает возможность «переводить» ресурсы в ПО без дополнительных действий с дополнительной выгодой. Фактически, ценность таких строений равняется к производству 1 обычного ресурса или 2 монет. Но это неплохой вариант, если вы не хотите плотно заниматься морскими грузоперевозками.
  3. Грузоперевозки. По большому счету, грузоперевозки – самый простой способ превращения ресурсов в ПО с дополнительной пользой. Ведь кроме ПО или монет они еще имеют дополнительную способность приносить нам выгоду в конце хода. Поэтому, чем раньше они у нас появляются, тем больше пользы приносят. Например, построив корабль, приносящий ПО, на 1 ходу, в итоге мы получим 3 дополнительных ПО, на 2 ходу – 2 ПО и на 3 ходу – всего 1 дополнительное ПО. Это означает, что номинальная стоимость 1 корабля с грузоперевозками составляет от 1 до 3 ПО, в зависимости от хода, в среднем 2 ПО. Кроме этого, если в конце игры за каждый укомплектованный вертикальный ряд из 4 грузов на разных пристанях, выдается еще 3 ПО за каждый ряд. В этом случае, если у вас получилось собрать один или несколько таких рядов, номинальная стоимость каждого корабля поднимается до 2,5 ПО или 5 монет.
  4. Религия. Вот тут уже начинается интересное. Основная задача религии – получение дополнительных синих кубиков, итоговое количество которых доходит до 3. Это главное, зачем она нужна и ради чего стоит ее интенсивно развивать в начале игры. Кроме того, она дает нам монахов за каждые 3 деления, которые мы вложили в религию. Монахи весьма полезны, особенно если остались свободные места, в которые их можно отправить. В противном случае придется заплатить по 2 монеты каждому игроку, монахи которых уже стоят в выбранном нами месте. Наибольшую ценность представляют первый и третий монахи, потому что именно с ними мы получаем заветные синие кубики. В идеале получить оба дополнительных кубика до того, как придется спасовать и закончить ход.

    Теперь подробнее остановимся на монахах. В начале, пока еще не все места заняты, они приносят нам больше всего: 3 ПО, 2 сахара/самоцвета (4 ПО), золото (3 ПО), возможность получить ПО в конце игры за выполнение указанных заданий и возможность выполнения действий, недоступных в обычной игре. К середине игры (во время второго хода) приходится подселяться в уже освоенные места, доплачивая первопроходцам (обычно не более одного), теряя в среднем 2 монеты (1 ПО). В конце мы уже подселяемся, как правило, третьим, и теряем уже по 4 монеты (2 ПО). Но даже в этом случае можно рассчитывать на доход. Если все это сложить, то можно прийти к приблизительной номинальной стоимости религии. Каждый монах стоит 3 очка религии, при продвижении можно доплатить 1 зерно и получить бонусное продвижение. До третьего монаха включительно ценность религии значительно выше, чем после, т.к. в дополнение к монахам нам достаются синие кубики. А это дополнительные активации зданий и возможность получения еще большего количества ресурсов.
    Теперь давайте посчитаем на примере.

    На первом ходу мы вложили 3 очка в религию и получили первого монаха и второй синий кубик. Монаха мы расположили на 2 самоцветах, т.к. там пока никого не было. Это разово дало нам 4 ПО. Синий кубик же даст нам дополнительное действие в каждом из ходов игры. В первом он нам принесет примерно 1-2 ПО за, например, производство 1 редкого или 1 обычного ресурса. Во второй ход, если мы расширяли колонию, он может принести нам примерно 3-4 ПО за активацию 2-3 строений. В третий ход количество ПО можно довести до 5-6, активировав 3-4 строения. В итоге получаем в среднем 3-4 ПО в ход за синий кубик и 3-4 ПО одноразово при размещении монаха.

    Но стоит учитывать, что значения на кубиках может выпасть не то, которое нам нужно, что придется компенсировать монетами. Или взять монахом золото вместо 2 самоцветов. Да и суметь получить все 3 синих кубика будет крайне непросто в первом ходу. Учитывая все вышеперечисленное, можно сказать, что номинальная стоимость 1 деления религии, до первого монаха включительно, приблизительно составляет 4 ПО на 1 ходу, 3 ПО на 2 ходу и 2 ПО на 3 ходу. Если же у вас получилось дойти до третьего монаха, номинальная стоимость 1 деления религии от первого до третьего монаха включительно (всего 4 деления) составляет 3 ПО на первом ходу, 2,5 ПО на втором ходу, 1,5 ПО на третьем ходу. Эти цифры имеют силу только по достижению ключевых точек, а именно при получении первого и третьего монахов соответственно. Все остальные деления, включая все после третьего монаха, имеют цену примерно в 1 ПО. Это означает, что доплачивать 1 зерно за дополнительное продвижение вначале очень выгодно. Также не стоит забывать о епископах и ученых. Первые могут дать значительно больше 3-4 ПО в конце игры, а вторые дают возможность максимизировать первых. Поэтому они подстраиваются под средние цифры, но, конечно, могут быть и исключения. В любом случае, получение трёх монахов и полного сета из трёх синих кубиков будет хорошей идеей на любой стадии игры. Но в начале пользы от них будет больше. Также не очень полезно получать синий кубик пасуя, т.к. вы не сможете его использовать в текущем ходу.
  5. Конкистадор. Это наше олицетворение военной мощи, единственный способ получить такой редкий и ценный ресурс как золото. Кроме того, с его помощью можно получить дополнительные ПО за путь завоевания.
    Как и с религией, с номинальной стоимостью конкистадора не все так просто. Давайте разберемся на примерах.

    Пример 1. Наша цель – получать первое место в конце каждого хода за путь завоеваний. Для этого, предположим, нам пришлось взять 4 конкистадора на первом ходу, 6 конкистадоров на втором ходу и все 10 на третьем ходу. В итоге мы получаем 6+9+12 = 27 ПО за 3 первых места за путь (при игре на 4 игроков), и 1+2+3 = 6 золота. Но с золотом в конце 3 хода не так все просто. С большой долей вероятности, вам придется усиленно строить корабли, которые будут приносить вам конкистадоров в конце хода. К примеру, к концу 3 ходу у нас их 4-6. В этом случае 1-2 последних слитка золота мы получим ПОСЛЕ завершения 3 хода, а значит, придется их сдать на слом всего по 2 монеты за каждый. Итого мы получаем 27 ПО за путь завоевания, 12 ПО за 4 золота (приблизительно) и 1 ПО за 4 монеты. Итого примерно 40 ПО за 20 конкистадоров, 2 ПО за 1 конкистадора, если сделать ставку именно на войну и получится взять все 3 первых места на пути.

    Пример 2. Наша цель – получить немного золота и держаться по возможности на 3 месте, чтобы сосредоточится на более важных целях, а не на завоеваниях. Для этого мы вложили в конкистадоров одно продвижение на первом ходу, 3 на втором, и 5 на третьм ходу. Это дало нам 2+3+4 = 9 ПО за путь завоевания за 3 третьих места и 9 ПО за 1+2 = 3 золота. Итого 18 ПО за 9 конкистадоров. Получаем те же 2 ПО за 1 конкистадора.

    Но стоит помнить, что оба этих примера базируются на предположении, что вам удастся брать те места на пути завоевания, которые вы планировали, и смогли реализовать золото за его полную стоимость. Если же вас подвинули на пути и пришлось использовать золото вместо более дешевых ресурсов, то номинальная стоимость конкистадоров может снизиться примерно до 1,5 ПО (3 монеты). Но это в случае, если вам довольно сильно не повезло. А так можно считать их по курсу 2 ПО.

Коротко про активацию строений

Активацию строений мы рассмотрели, теперь поговорим о способах их активации. Тут стоит смотреть в первую очередь на белые кубики, потому что они доступны всем и, соответственно, могут не вовремя закончиться. Их стоит использовать в первую очередь, особенно если их количество с нужным вам номером ограничено, и они всем интересны. Но если их много (4 и больше), не стоит торопиться, потому что быстро их, скорее всего, не разберут, и они могут пролежать достаточно долго. Синие кубики используйте по усмотрению, а вот активацию за монетки стоит придержать. Во-первых, активирование здания за монеты блокирует их для активации с помощью кубиков, во-вторых, монеты, как правило, в дефиците, поэтому лучше сначала использовать бесплатные активации кубиков, а в конце спокойно использовать самые полезные здания повторно с помощью заработанных монет. Если же у вас получилось накопить много монет, то можно дойти даже до активации за 4 и более монет, особенно в конце, если у вас есть рынки с обменом товаров на ПО. Ведь в конце все монеты обмениваются по 3 монеты всего на 1 ПО!

Что нам стоит Санта-Марию застроить

Теперь поговорим о расширении колонии. Расширение колонии – одно из возможных действий в течение игрового хода. Это значит, что нужно внимательно рассчитывать, когда и как стоит его применить. Например, если вы первый игрок, то у вас наибольший выбор тайлов для расширения. Но если вы возьмете первым действием тайл, то другой игрок может забрать редкий белый кубик, который вам тоже очень бы пригодился. Кроме того, тайлы бывают двух видов: двойные и тройные. Фактически, каждый квадрат тайла стоит 1 обычный ресурс (1 ПО соответственно). Что же мы за них получаем? Давайте разберемся.

На двойных тайлах обычно есть 1 строение и 1 дорога, в идеале с колонистом. На тройных может быть 2 строения и 1 дорога, или 1 строение и 2 дороги. Строения на тайлах, так же, как и корабли, дают больше всего, если построить их как можно раньше. Больше всего они дают на первом ходу, и меньше всего на последнем. Колонисты же наоборот, ничего не приносят в течение игры, но могут дать ПО в конце, если они находятся в полностью застроенном ряду и/или столбце. Разберем на примере:

Предположим, мы построили первым действием в первом ходу двойной тайл со строением, производящим 1 самоцвет, и дорогой с одним колонистом. Ставим строение так, чтобы оно стало третьим в ряду или столбце. Если нам получится его сразу задействовать с помощью кубиков, прибыль будет максимальной. Итак, после первого же использования тайл полностью отбивает свою стоимость, -2 ПО за 2 дерева и +2 ПО за самоцвет. Дальнейшие активации будут идти уже в плюс. Если получится активировать его 4-5 раз за игру, то за 1 потраченное на постройку дерево мы получаем 3-4 ПО сверху. И это не считая колониста, если получится закончить ряд/столбец, в котором он стоит.

Но это не означает, что если вы полностью застроите планшет, то обязательно выиграете. Как было сказано в самом начале, в игре хороший баланс. Это выражается в том, что у вас всего может быть 6 активаций кубиком – 3 по вертикали и 3 по горизонтали. Это значит, что при полностью застроенном планшете многие здания просто не будут активированы, что значительно снижает их полезность. Для сбалансированной игры в идеале иметь по 3 полностью застроенных ряда и столбца, чтобы максимизировать доход от использования всех кубиков. Но игра всегда может вносить свои коррективы. К примеру, вам могут не выпадать кубики с нужными вам значениями, и придется компенсировать это монетами, часто полученных с невыгодной продажи ресурсов со склада.

Вместо послесловия

В заключении хочу сказать, что впечатление от игры осталось весьма приятным. Хороший баланс, легко начать даже новичку, приятный внешний вид (если вас не тошнит от радостных лиц). Санта-Мария не обязательно станет вашей любимой игрой, но иметь ее в своей домашней коллекции будет полезно любому евро-игроку.