Второй выпуск авторской рубрики Александра Галина, посвященный свежему хиту кикстартера и нашей новой локализации - настольной игре Острів котів (The Isle of Cats / Остров кошек)

Обратите внимание. Прямо сейчас проходит предзаказ игры «Острів котів» со скидками и комплектами, все подробности на странице предзаказа!

 

Перед вами вторая часть статьи, первую часть вы найдете по ссылке - Игра в цифрах №2. Острів котів / The Isle of Cats Часть 1.

Ученью время - работе час

Ну что же, с заданиями разобрались, теперь перейдем к фазе Спасение!

Это самая веселая часть игры, т.к. всех спасенных котов придется компактно разместить по комнатам, чтобы усы, лапы и хвосты не торчали за бортами корабля. И это, поверьте мне, весьма непросто. Но для начала их необходимо изловить. Для этого нам понадобятся корзинки и рыба. Вначале игры нам выдается 1 многоразовая (перманентная) корзинка. Очень ценный предмет. Остальные корзинки (изображенные на картах) не такого высокого качества, поэтому они отправляются в сброс после использования.

Перед началом этой фазы все игроки заготавливают карты спасения, которые хотят разыграть в этом раунде, а затем вместе их показывают. Но стоит помнить, что неиспользованные карты сбрасываются, поэтому считайте внимательно. Как правило, в первую очередь разбираются коты с простой стороны острова, за 3 рыбы. Это стоит учитывать при выкладывании карт, чтобы рыбы хватило на использование всех заявленных корзинок. Также в этой фазе определяется дальнейшая очередность игроков, с помощью сапог. Чем больше сапог, тем раньше вы будете ходить. Это еще один способ экономии рыбы, т.к. у вас будет больше шансов забрать кота с меньшей стоимостью или большей ценностью (например, если его  цвет есть в заданиях).

Поэтому карты с большим количеством сапог можно придержать и использовать во время хода, в котором приоритетом для вас становится получение конкретной кошки, и вы не уверены, что вам ее просто так оставят. Это чаще всего происходит на последнем ходу игры.

Пришло время поговорить про... тетрис

Теперь давайте разберемся с расселением. Корабль не резиновый и имеет вполне определенную форму и расположение комнат, не всегда к нашему удобству. Поэтому к планировке не стоит относиться легкомысленно. Но в этом деле нам помогут тайлы сокровищ, с помощью которых мы сможем заткнуть пустоты, образовавшиеся вследствие кошачьего несовершенства. Тут стоит отметить, что лучше всего начинать с края корабля, с одной из капитанских комнат. Для этого есть две причины. Во-первых, легче начинать заполнять комнаты со стороны борта, т.к. коты не могут выходить за границы палубы, а за границы комнат могут. Особенно это касается мини-комнаты на носу корабля. Во-вторых, всегда должна присутствовать надежда, что вам достанутся задания на пустые комнаты (столовой и спален). Поэтому не стоит торопиться с их заполнением. Это не касается комнат капитана, т.к. их по заданию наоборот нужно заполнить.

В остальном размещение на корабле редко имеет эстетический характер, но чаще носит печать хаоса. Никто заранее не знает, какие кошки будут доступны в последующих раундах, поэтому собираем в семьи то, что можем собрать. Любовь к игре «Тетрис» тут вам наверняка пригодится. Часто игроки «зависают» на своем ходу, пыхтя и тужась сложить несложимое. Это тоже часть игры, вы сами будете в этом положении. И то чувство триумфа, если вы смогли всё выложить так, чтобы и комнату закрыть, и кошачью семью не разделить, а еще и карту сокровищ забрать... И не забывайте про задания, в некоторых случаях лучше получить -5 за незаполненную комнату или минус за незакрытых крыс, чем провалить задание.

И последняя фаза, фаза Редких находок

Тут участвуют только карты с пометкой «сокровище» и «ошаксы». Эти карты стоят на втором месте по полезности после уроков. Иногда даже выше. Если у вас нет достойных карт уроков во время драфта, карты сокровищ должны быть в приоритете.

Теперь по порядку. Ошаксы – всегда выгодное приобретение, т.к. стоят всего 5 рыбы, фактически являясь кошкой любого цвета. Кроме того, в среднем стоимость кошки с дешевого берега нам обходится в те же 5 рыбы (3 за берег + 2 за недорогую корзинку или за 2 половинки). А так мы получаем кошку нужного нам цвета, которая еще и имеет больший тайл (6 клеток вместо в среднем 5 у обычных кошек), без лишних хлопот.

Сокровища также приносят немалую пользу, позволяя нам заполнять комнаты в труднодоступных местах. А редкие сокровища в довесок приносят по 3 ПО. Но закрывать карты сокровищ нужно только кошками того же цвета, что и карта сокровищ, т.к. только в этом случае мы получим дополнительное сокровище. И стоит помнить, что обычные сокровища не бесконечны, они могут закончиться в неподходящий момент. Поэтому не стоит их всех откладывать на последний ход.

Карты из рукава. Меняем ход игры

Ну что же, карты всех фаз игры мы разобрали, неохваченными остались только карты, которые можно разыграть в любое время.

Их тоже можно разбить на 3 категории:

  1. Перманентные корзинки. Сюда относятся все карты, которые позволяют получить/сбросить эти крайне полезные приспособления. Они очень полезны, т.к. позволяют вам меньше тратиться на приобретение карт спасения. Поэтому их полезность падает к середине игры, а к концу они теряют актуальность. Давайте посчитаем. Например, нам повезло, и мы смогли заполучить вторую такую корзинку к себе в руки на первом ходу перед фазой Спасения. Потратили мы на это, к примеру, 6 рыбин. Но нам теперь нужно покупать для фазы Спасения меньше карт, меньше переживать из-за количества, и в среднем мы экономим 2 рыбы за фазу. Соответственно, за 5 фаз мы сэкономим 10 рыбин. За 4 фазы – 8 рыбин. 3 фаза – последняя, в которой стоит делать такое приобретение, 6 рыбин. Другие способы получения этих корзинок стоят примерно тех же 6 рыбин, но сами способы их получения сложнее. Стоит отметить, что имея 2 и более перманентные корзинки, вы чаще всего будете ходить одним из последних. Это связано с тем, что вы реже будете разыгрывать карты спасения, и получать меньше сапог (если они вообще у вас будут), что отразится на вашем положении в порядке хода. Оптимально иметь не более двух корзинок этого типа.
  2. Дополнительная рыба. Сюда относятся все карты, дающие рыбу сверх тех 20, которые мы получаем в начале каждого раунда. На первых ходах, если они станут вам доступны, есть смысл купить несколько и использовать их на поздних стадиях, когда доход от них будет выше. Плюс это хороший способ дезинформировать соперников о ваших возможностях, т.к. рыба у всех лежит в открытую, а карты в закрытую.
  3. Изменение правил. Сюда мы отнесем все оставшиеся карты этой категории, которые позволяют обойти ограничения игры. Например, карты, позволяющие спасти двух кошек за один заход вместо одной. Они полезны, но все зависит от ситуации. Возможно, у вас при драфте будут варианты с большим потенциалом, поэтому не стоит брать их при любой возможности. Может так сложиться, что они благополучно пролежат у вас в руке до конца игры. Спасение двух кошек за раз наиболее полезно, если вам нужны кошки определенного цвета. Сама карта стоит 2 рыбы, что делает вторую кошку дороже. Вытаскивание 4 кошек из мешка может пригодиться, если вам не повезло, и кошки нужного цвета вы так и не дождались. Передвижение 3 кошек между берегами может сэкономить вам немного рыбы, либо заставить соперника слегка раскошелится. За 3 рыбы можно получить случайный тайл, и сразу поместить его на корабле. Хороший вариант, т.к. недорогие кошки стоят в среднем 5 рыбы (с учетом купленной корзинки). Да и редкое сокровище будет не лишним. Карты, позволяющие выложить следующий тайл где угодно, вначале особенно полезны, т.к. вам придется выкладывать меньше тайлов на палубу для соединения комнат. И получение дополнительных карт (особенно с ценником 0) всегда хороший выбор. Но эти карты не стоит держать дольше, чем до начала последнего хода, т.к. разыгрывать карты можно только в конкретную фазу хода.

Пример: началась фаза Спасения. Вы разыграли «добор карт» и вам досталось 2 урока. Вы можете разыгрывать их только в фазу Уроков. Значит, если это последний ход, полученные карты становятся бесполезными.

Ничего не хочешь мне сказать? О делах семейных

С картами разобрались, настало время поговорить о семьях и будущем коммунальном общежитии, в которое превратится наш корабль.

Выкладывание тайлов кошек преследует 3 основные цели: получение ПО непосредственно за семью, заполнение пустых комнат, и закрытие крыс и карт сокровищ. Минимальное количество кошек одного цвета для создания семьи – 3. За них мы получаем 8 ПО. В среднем 1 кошка приносит нам 2,67 ПО. С увеличением размера семьи увеличивается и количество ПО, которое приносит каждая кошка в отдельности. При семье из 4 кошек – 2,75 ПО, 5 кошек – 3 ПО, 6 кошек 3,33 ПО, 7 кошек – 3,57 ПО, 8 кошек – 3,75 ПО, 9 кошек – 3,89 ПО, 10 кошек – 4 ПО. Кошки в семьях свыше 10 приносят по 5 ПО каждая. Кроме этого, все эти же кошки будут использованы для заполнения комнат. Средний размер тайла обычной кошки – 5 клеток. Зачастую весьма экстравагантной формы.

Но если свести все к средним значениям, получим следующее. Размер каждой спальни – 11 клеток. Но учитывая сложности размещения в виде бортов, вы, скорее всего, используете не менее 3 кошек для их заполнения. Значит, они снимают с нас штраф за незаполненную комнату, а это 5 ПО. В среднем 1,67 ПО на кошку. Дальше идут большая комната капитана и столовая. Их размер – 18 клеток. Заполнять их довольно удобно. Сюда уйдет не менее 4 кошек. В среднем по 1,25 ПО на пушистую мордочку. Самая большая комната, склад (отмечен колоском), занимает целых 20 клеток. С ним справится примерно 5 кошек. По 1 ПО за каждую. И малая комната капитана на носу. Всего 4 клетки. С ней может справиться и одна правильно подобранная кошка. 5 ПО. Кроме того, каждая закрытая крыса также оценивается в 1 ПО.

Вместо тысячи слов (потому что в этом абзаце их 123)

В заключение хотелось бы отметить, что в этой игре нет одного правильного пути к победе. Необходимо использовать все подвернувшиеся возможности по максимуму. Если вам пришел хороший урок на 4 ходу, и вы можете его выполнить, берите. Даже если задуманное ранее придется полностью изменить. Не стоит бездумно собирать всех доступных кошек одного цвета. Смотрите на цены. Если постоянно скупать дорогую часть острова, в конце игры только эта семья у вас и будет, а этого обычно недостаточно для победы. Будьте гибкими, адаптируйтесь к новым условиям. Если кто-то выложил общественный урок, присмотритесь, вдруг он принесет вам больше пользы, чем выложившему эту карту игроку. Любите ошаксов, они почти всегда хорошо вливаются в любую семью кошачьих. И хорошо проведите время. Ведь для этого и была создана эта игра.

Александр Галин, любитель цифр (и котов)