механики настольных игрЛюбая настольная игра состоит из связанных элементов, инструментов и механизмов взаимодействия с игроками. Механика представляет собой совокупность этих механизмов – отдельных элементов, которыми оперирует игрок с помощью имеющегося инструментария. По сути, механика – это алгоритм функционирования определенной части или всей настольной игры.

Обычному игроку вовсе не обязательно знать, какие механики используются даже в его любимой настолке. Но если он хочет стать настоящим гиком, компетентно говорить о настольных играх и глубоко разбираться в них, он должен знать, что такое «драфт», «декбилдинг», «ареа контрол» или другая игровая механика. Понимание внутреннего устройства игры позволит лучше почувствовать саму игру, ее характер и философию.

Подмечая закономерности, игрок сможет систематизировать и классифицировать настольные игры, а в будущем, возможно, собрать самую лучшую в мире коллекцию (конечно же, в плане качества, а не количества). Уяснив для себя, какие механики ему подходят, человек уже по описанию игры и по списку используемых механик, указываемых на сайте «BoardGameGeek», сможет сразу - даже не читая правила, не смотря обзоры и геймплеи – определиться, нужна ли ему данная игра и будет ли он в нее играть.

ПРОСТЕЙШИЕ ИГРОВЫЕ МЕХАНИКИ – КИНЬ-ДВИНЬ И КИНЬ-ЗАПИШИ

Простейшие известные Гикачу механики:

  • кинь-двинь (Roll & Move). Классическая механика, используемая, например, в знаменитой «Монополии» и в ходилках-бродилках наподобие «Звезды Африки». В свой ход игрок бросает один или несколько кубиков, передвигает свою фишку на соответствующее количество делений, после чего выполняет какие-то действия.
  • кинь-запиши (Roll & Write). Игроки бросают кубики и записывают или зарисовывают результаты на специальных листах. В конце игры они получают победные очки в зависимости от заполнения ячеек. За примерами далеко ходить не надо: «Солнечная долина» от компании Hobby World, легендарный «Qwixx» и восхитительные «Бумажные кварталы», локализованные издательством «Стиль Жизни» (хотя в «Бумажных кварталах» вместо кубиков используются карты).

Что может быть проще? Лишь, если можно так выразиться, механика разговоров из салонной «Мафии» или компанейских игр вроде «Алиаса» от компании Tactic. Гикач хотел бы рассказать подробнее, но о чем тут говорить, слова - они и в Алиасе слова…

КАРТОЧНЫЕ МЕХАНИКИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

  • драфт карт (Card Drafting). Игроки выбирают и обмениваются картами в начальной фазе раунда. Как правило, одну карту игрок оставляет себе, остальные карты передает соседу слева и принимает карты от соседа справа. Так происходит до тех пор, пока карты не будут разобраны. Примеры? Их полно у Гикача: «7 чудес», «Кровь и ярость» от Crowd Games, «Иниш» и «Покорение Марса» от Lavka Games, «Поселенцы», «Домик на дереве» и прочая, прочая…
  • сбор сетов/составление коллекций (Set Collection). Самая распространенная механика, используемая в быстрых играх-филлерах. На протяжении партии игроки собирают карточные сеты, а в конце игры получают за них победные очки. «Аббатство», «Из Руин», «Канагава», а также более сложные «Токайдо» и «Этнос».
  • испытай удачу (Press / Push Your Luck). В свой ход игрок открывает карты по одной из колоды. В любой момент он может остановиться и забрать открытые карты – или «сгореть» и потерять все карты. Лучшими представителями такого рода игр являются «Серый кардинал», «Остров сокровищ», «Карта сокровищ», «Взрывные котята» и «Геометрика» от издательства «Банда умников». Также свою удачу можно проверить в великолепной «Селестии» и в глубоководном «Предельном погружении».
  • колодостроительные/мешкостроительные (Deck building / Pool Building). Участники начинают игру со слабыми стартовыми колодами (или содержимым мешочков), но в процессе партии улучшают их, добавляя новые карты или другие компоненты. Лучшие декбилдинги: «Звездные империи», «Доминион», «Кодекс», «Битвы героев», «Дикинги», «Кланк! Подземное приключение». Лучшие бэгбилдинги: «Гиперборея», «Орлеан» и «Альтиплано».

ИГРОВАЯ МЕХАНИКА ЕВРО – РАЗМЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ

Самая распространенная механика экономических игр европейской школы геймдизайна - размещение рабочих (Worker Placement). Рабочими могут быть миплы, фишки, кубики, диски или миниатюры. Рабочие берутся из запаса игрока или с его планшета и выставляются на свободные места на поле (либо на карты). В некоторых играх они ставятся на занятые места, выталкивая чужих рабочих. Выставив либо забрав своего рабочего с поля, игрок получает бонусы ячейки и/или выполняет какое-то действие. Открытые ячейки на планшете обычно также приносят бонусы.

Лучшие евро с механикой выставления рабочих:

  • Проект «Гайя»
  • Терра мистика
  • Серп
  • Конкордия
  • Виноделие
  • Каверна
  • Агрикола
  • Во славу Одина
  • Цолькин. Календарь майя
  • Гавр
  • Робинзон Крузо. Приключения на таинственном острове
  • Путешествия Марко Поло
  • Кланы Каледонии
  • Кейфлауэр
  • Анахронность

и т.д.

Все эти игры можно найти в магазине Гикача совсем недорого. А если вам кажется, что игра стоит не очень дешево, то Гикач может вас уверить, что цена полностью оправдывается богатой комплектацией выбранной игры.

МЕХАНИКИ ИГРЫ-СТРАТЕГИИ – КОНТРОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ

игровая механикаСамой ходовой механикой стратегических игр с прямым конфликтом является контроль территорий (Area Control). Игроки пытаются захватить и удержать области и регионы на карте ради получения победных очков или достижения победных условий. В каждой спорной ситуации проводится сражение.

Лучшие стратегии с механикой контроля территорий:

  • Иниш
  • Серп
  • Кровь и Ярость
  • Восходящее солнце
  • Крестный отец. Империя Корлеоне
  • Киклады
  • Кемет
  • Корни
  • Эль Гранде
  • Владыки Эллады

ДРУГИЕ МЕХАНИКИ

Классификация Гикача не является идеальной, но объективности ради следует упомянуть такие механики:

  • планирование/программирование действий (Movement Programming). На этапе планирования игроки выбирают карты или поворачивают колёсики на планшете. Затем они выполняют выбранные действия. Программирование может быть тайным или открытым. Примеры: «Мехи против миньонов», «Лорды Ксидита», «Хистрио», «Верхом на метле», «Крути педали» и т.д.
  • тайлоукладывание (Tile Placement). Выкладывание, добавление и соединение фрагментов игрового поля по принципу пазла. Примеры: «Каркассон» и его тематические выпуски, «Остров Скай», «Какао», «Лоскутное королевство» и «Лоскутная империя»…
  • аукцион/ставки (Auction, Betting). Игроки делают ставки, чтобы получить нужные карты, тайлы, ресурсы и другие бонусы. Например, в игре «Киклады» участники борются за привилегии богов. Это один из лучших аукционов, в котором доводилось участвовать Гикачу. Не зря игра «Киклады» имеет наилучшие оценки и отзывы. Также Гикач должен отметить аукционы в играх «Кейфлауэр», «Контейнер», «Остров Скай», «Формула скорости», «Высшее общество», «Голливуд» и т.д.
  • возьми и доставь (Pick-up and Deliver). Игроки доставляют грузы из одного места в другое. Примеры: «Кейфлауэр», «Ксиа. Тайны дрейфующей системы» и второй сезон кооператива «Пандемия: Наследие».

КУПИТЬ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ В МАГАЗИНЕ ГИКАЧА

Интернет-магазин Гикача предлагает настолки на любой вкус с новейшими игровыми механиками. Если вам приглянулась какая-то игра и устраивает ее стоимость, вы можете немедленно заказать ее или купить с использованием накопительной скидки. Доставка производится почтовыми компаниями - Киев, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Львов, другой населенный пункт, вся Украина.