Второй выпуск авторской рубрики Александра Галина, посвященный свежему хиту кикстартера и нашей новой локализации - настольной игре Острів котів (The Isle of Cats / Остров кошек)

Обратите внимание. Прямо сейчас проходит предзаказ игры «Острів котів» со скидками и комплектами, все подробности на странице предзаказа!

 

Арг!.. Свистать всех наверх!! Кошки на палубе!!!

Примерно под таким лозунгом и проходит эта веселая, фентэзийная игра. Здесь нашей целью ставится спасение удивительных представителей рода кошачьего от злобного котоненавистника Веша Темнорукого. Мы узнаём о его ужасном плане по истреблению всех кошек на этом острове и решаем спасти всех, кого сможем. В этом нам помогут специальные корзинки для переноса животных и немного рыбы в качестве приманки. Но одной благородной цели в виде спасения кошек нам недостаточно, поэтому между спасателями начинается соревнование, кто справится с этой задачей лучше своих коллег.

Немного (но это не точно) об игровом процессе

В процессе игры мы будем заполнять комнаты и накрывать крыс тайлами кошек и сокровищ. Ведь что может быть приятнее для одинокого капитана, чем полный корабль теплых пушистых зверюшек, греющих его сокровища?

Каждый ход начинается с рыбалки. Нам выдается по 20 рыбин, использующихся на острове в качестве твердой валюты. Но рыбы редко будет хватать на все задуманное, поэтому нужно все взвешивать и выбирать самый эффективный путь её использования. А тратится рыба почти на всех этапах игры.

После рыбалки начинается драфт карт. Всем игрокам раздается по 7 карт, из которых оставить себе нужно всего 2, а остальное передать соседу слева. Затем из полученных справа 5 карт еще 2 оставить, передать, затем из 3 оставить еще 2 карты и получить последнюю, седьмую карту. После этого нужно решить, какие карты мы оставляем, а какие сбрасываем, т.к. все оставленные карты нужно оплатить рыбой. Все карты, которые мы оплатили, в дальнейшем составят нашу руку.

На следующем этапе мы обязаны выложить приобретенные на драфте уроки, как обычные, так и общественные. Обычные уроки мы складываем лицевой стороной вниз, чтобы соперники видели их количество, но не знали, что на них написано. Общественные уроки, хоть и стоят дешевле и дают больше, выкладываются лицом вверх и работают для всех игроков. Поэтому с ними нужно быть осторожными, чтобы не помочь сопернику больше, чем себе.

После всего этого идет фаза Спасения. Для этого все игроки разыгрывают некоторое количество карт спасения, но не обязаны это делать, если не хотят. Здесь важную роль играет скорость (суммарное количество выложенных сапог), т.к. это определит порядок хода. После определения очередности игроков вы по очереди спасаете котов, оплачивая спасение рыбой и целой корзинкой (или двумя половинками). При этом есть легкая сторона острова, на которой поимка котов стоит 3 рыбы, и сложная, где поимка дороже, целых 5 рыбин!

Вы не обязаны разыиграть все имеющиеся у вас карты. Например, если у вас не хватает рыбы для поимки котов, эти карты можно приберечь на следующие ходы.

Завершает ход фаза Редких находок. В эту фазу вы можете выложить имеющиеся у вас карты сокровищ и ошаксов (благородных хранителей острова). Но вы не обязаны этого делать, если не хотите.

После чего начинается новый раунд. Всего в игре 5 раундов, после которых Веш Темнорукий достигает острова, со всеми вытекающими последствиями в виде окончания котов (и игры).

Разлаживаем котов по полочкам. Стартовые условия

Вы спросите: «Мы это все читали, а где же цифры?». Это было ознакомительное вступление, теперь давайте разобьем игру на фрагменты и превратим их в цифры.

Стоит начать с того, что все игроки стартуют с приятным счетом в -54 очков. Из них -19 начисляется за присутствующих на корабле крыс, и еще -35 за 7 пустующих комнат (на корабле так одиноко). Если в конечном подсчете вы достигнете отметки в +100 очков, скорее всего, вы сделали в игре все правильно (удачу тоже никто не отменял).

Каждый ход нам выдается по 20 рыб. Итого в течение 5 ходов на руки нам выдастся 100 рыб. Эти 100 рыб мы должны превратить в 154 очков. Значит, каждые 2 потраченные рыбы должны принести нам в среднем по 3 очка. Задачка непростая, но выполнимая.

Драфт – пожалуй, самая важная часть игры. В первый-второй ход мы должны сформировать цели на игру и направление развития. В этом нам помогут уроки. На первых ходах публичные уроки опасны, т.к. их цели и возможные ПО видят все игроки, и могут опередить вас в их выполнении, хоть вы за них и заплатили. Поэтому я рекомендовал бы публичные уроки разыгрывать не раньше 3 хода, когда вы можете извлечь из них бОльшую пользу, чем ваши соперники. Но это все ситуативно.

Обычные уроки скрыты от посторонних, поэтому в начале игры они в приоритете. Выбирайте уроки, которые комбинируются между собой. Не стоит брать взаимоисключающие задания. Например, не стоит брать урок, дающий ПО за видимых крыс, и урок, дающий ПО, если все крысы закрыты. Выбрав первые уроки, мы формируем себе цели на игру. Например, взяв урок, дающий ПО за самую большую семью, у нас появляется резон собирать кошек одного цвета, ведь в конце мы получим весомый бонус в 10 очков! Или, например, урок, дающий нам 10 ПО, если у нас на корабле будет ровно 15 котов. В этом случае мы можем весьма точно распланировать бюджет, количество необходимых корзинок и рыбы, и не покупать лишнего. Это не только удобно, но и прибыльно!

То же самое касается заданий на определенное количество чего-либо в конце игры (котов определенного цвета, сокровищ, рыбы и т.д.). Это дает нам определенность, мы знаем, что нам нужно делать, и сколько мы за это получим. Все обычные уроки стоят 2 рыбы, но приносят значительно больше 2 ПО. При их выполнении, конечно.

Разбираемся с уроками

Теперь давайте разберем доступные нам уроки. Их можно разделить на категории.

  1. Конкретное количество ПО за конкретное количество кого-либо/чего-либо. Сюда относятся 5 заданий на сбор 5 котов каждого из цветов за 9 ПО; 5 сокровищ (любых) за 9 ПО; 7 ПО за 6 уроков; 10 ПО за 5 оставленных в живых крыс (-5 за них же вы все равно получите); 7 ПО за наличие 3 перманентных корзинок; 10 ПО за наличие в конце игры ровно 15 кошек.
  2. Начисление конкретного количества ПО за выполнение поставленного условия. Сюда относятся: 10 ПО за отсутствие на корабле видимых крыс; 7 ПО за оставшуюся в конце игры непотраченную рыбу (не менее 5); 7 ПО, если у вас минимум одна кошка каждого цвета, касающаяся борта; 7 ПО если вы закончили игру первым игроком; 12 ПО, если все борта корабля заполнены; 10 ПО за самую большую семью (ничья тоже считается); 15 ПО за наличие на корабле не менее 3 кошек каждого цвета; 12 ПО, если вы заполнили обе комнаты капитана (отмеченных попугаями).

В эту категорию входят еще 2 урока, но они особенные. Это задания на пустые комнаты. 15 ПО за пустую столовую и 18 ПО за пустые спальни. Чем они так выделяются? Тем, что они могут очень сильно облегчить вам игру в начале, и как правило, абсолютно бесполезны в конце, т.к. к концу игры почти все комнаты частично, но заполнены. Кроме этого, даже если вы выполняете условия этих карт, шанс получить их на руку при раздаче крайне мал, а шанс, что вам отдадут эти уроки, видя, что вы выполняете их условия, еще меньше. Эти карты не отменяют штрафов за пустые комнаты и присутствующих в них крыс, кроме того вы не сможете собрать имеющиеся в них карты сокровищ. Но они с лихвой перекрывают полученные штрафы, позволяют не заморачиваться с закрытием этих комнат и сосредоточится на выполнении других задач. Этим они крайне полезны и поэтому вам их никто просто так не отдаст.

  1. Динамическое начисление ПО за выполнение условия. Здесь мы не ограничены каким-либо потолком. Чем больше выполним, тем больше получим. Сюда относятся: 2 ПО за каждую видимую крысу (штрафа -1 за эту же крысу она не отменяет); 1 ПО за каждого кота выбранного цвета, которых касается борта корабля; 1 ПО за каждое обычное сокровище; 2 ПО за каждое редкое сокровище; 1 ПО за каждый урок перед вами; третья по количеству семья удваивает количество ПО; 4 ПО за каждую семью из 4 и более кошек; 3 ПО за каждого ошакса; 1 ПО за каждого одинокого кота; 1 ПО за кошку выбранного цвета, касающуюся борта; 1 ПО за каждые 2 кошки, которые касаются бортов.

Публичные уроки - хватит учиться в одиночку!

Теперь давайте разберем общественные уроки. Их всего 8 и они очень сильно меняют приоритеты в игре. По списку:

  1. 5 ПО за каждую незакрытую карту сокровищ. Это задание будет крайне полезно тем, у кого не получается качественно закрыть все комнаты. Фактически, компенсирует штраф -5 за пустую комнату, в которой находится карта сокровищ.
  2. 1 ПО за любое сокровище, которое касается кошки заданного цвета. Становится актуальным, если у вас есть семья кошек, отличная по цвету от других игроков. Вначале выкладывать не стоит.
  3. 5 ПО, если на корабле есть 3 или более кошки выбранного цвета. Нейтральный по количеству ПО урок. Если выложить вначале игры, есть большая вероятность, что это задание выполнят все игроки. Это может помешать вам в сборе большой семьи этого цвета, ведь все будут стараться забрать их себе. Можно, как вариант, использовать этот урок для отвлечения внимания. Например, у вас уже есть 3 кошки красного цвета, но вы хотите собрать большую семью синих кошек. В этом случае вы можете выложить эту карту и отвлечь других от сбора синих кошек, пока они будут собирать красных.
  4. 2 ПО за каждый урок, выложенный перед игроком. Полезнее всего в конце, если у вас наибольшее количество уроков. Но есть большая вероятность, если вы оторвались от других, что эта карту уйдет в сброс.
  5. 1 ПО за каждую кошку выбранного цвета. Опять же полезнее всего ее играть в конце игры, выбрав цвет своей самой многочисленной семьи. Вначале же может использоваться в качестве отвлечения, как описано в пункте 3).
  6. 2 ПО за каждое обычное сокровище на борту. Аналогично предыдущему пункту.
  7. 2 ПО за каждую кошку выбранного цвета, которая касается бортов корабля. Аналогично предыдущему пункту.
  8. 3 ПО за каждого одинокого кота. Это дает возможность получить ПО за тех котов, которые в другом случае ничего бы нам не принесли.

Гикач, дай списать!

Из вышесказанного можно сформировать небольшой список рекомендаций для уроков:

    1. в начале игры постарайтесь в первую очередь обращать внимание на доступные в драфте уроки;
    2. в приоритете задания, дающие больше очков, чтобы положить их в основу плана на игру;
    3. не стоит выкладывать общественные уроки, если вы не уверены, что получите от них больше очков, чем соперники;
    4. в первой половине игры лучше отдавать предпочтения урокам, дающим фиксированный бонус за выполнение цели;
    5. соответственно, уроки с плавающим количеством очков становятся определеннее ближе к концу игры, и вы увидите, стоит их играть или нет.

Для некоторых уроков не помешает небольшое пояснение. Давайте по ним пройдемся.

Задания на видимых крыс. Очень полезные уроки. Оба дают по 2 ПО за видимую крысу, но они не отменяют штраф -1 за них же. Позволяют не тратить силы на закрытие крыс, например, на палубе.

Тоже самое и с 5 ПО за каждую открытую карту сокровищ. -5 ПО за незаполненную комнату не избежать.

Задание на наличие именно 5 сокровищ. Тут важно помнить, что карты редких находок играть вы не обязаны.

ПО за одиноких котов (обычный и общественный вариант). Одиноким считается кот, не касающийся других котов своего цвета. Поэтому 2 кота еще не считаются семьей, но они уже не одиноки.

На этом мы сейчас и остановимся, а к дальнейшему разбору игры вернемся через неделю во второй части статьи, перейдя непосредственно к фазе Спасения! Вторая часть статью уже доступна по ссылке Игра в цифрах №2. Острів котів / The Isle of Cats Часть 2.

Александр Галин, любитель цифр (и котов)